Как правильно рекламировать психологические услуги?

Меня часто спрашивают, как правильно рекламировать психологические услуги? И уместно ли это вообще, учитывая их специфику?

Да, психологическая консультация - не товар, который обладает видимыми характеристиками. Это также и не вполне услуга в привычном понимании слова. Работа психолога для многих сопоставима с деятельностью священника, и говорить о " продаже" в таком контексте кажется абсолютно неуместным.

Однако это факт, что психологический рынок в мире давно сформирован, и каждый специалист занимает на нем свое положение. И имеет свою стоимость.

От чего зависит стоимость консультаций психолога?

Не всегда от уровня полученной квалификации, и не всегда от опыта.
Всех нас учат одинаково, а при наличии известной доли рвения и достаточном трудолюбии практически каждый может вырасти в компетентного профессионала.

Другое дело, что до организации реальной частной практики - в отдельном офисном пространстве и с хорошей клиентской базой - дело доходит лишь у десятков выпускников, если не меньше. Но тем и лучше - небольшое количество закаленных специалистов создают продуктивную конкуренцию и тем самым постоянно улучшают качество самой услуги.

  • Как при открытии психологической практики отстроиться от других психологов?
  • Что лучше - узкая специализация или широкий охват направлений консультирования и групп клиентов?
  • Как при рекламировании своих услуг не скатиться до уровня "базарного" торговца?

Рекламирование психологических услуг строится на трех простых вещах

 

  1. Четкое позиционирование, как и в любой другой сфере бизнеса - основа всего. Вы должны умудриться настолько отточить концепцию своей частной практики/психологического центра, чтобы для потенциального клиента было очевидно, с какого рода проблемами или аудиторией вы работаете.
    Это должно быть изложено буквально в трех-четырех словах. Учитывая, что специалистов сейчас находят через Интернет, а подробно читать тексты на сайтах почти никто уже не готов, выделяйте такую информацию всеми доступными способами.К вашей визитке это тоже относится.
    С точки зрения продажи чего-либо работать со стереотипными представлениями легче. Примите к сведению, например, такое обстоятельство - на сегодняшний день в нашей реальности клиенту трудно точно понять, чем является, а чем не является психологическая услуга. Зато люди хорошо понимают, кто такой врач, педагог или священник.
    Поэтому любой отсыл к этим профессиям облегчит привлечение на консультацию. Именно поэтому директивный, подобный врачебному, подход психолога более популярен. Именно поэтому на консультации от психолога многие ожидают духовных наставлений. Именно поэтому запрос на обучение " правильному" образу жизни настолько распространен.
  2. Спокойный, не агрессивный стиль продажи своих услуг - главное правило. Практически в любой другой сфере "громкое"заявление о себе будет плюсом. Но это не работает для большинства психологов. Исключение - классические тренинги по развитию каких-либо навыков, больше связанные с деловой сферой, чем с личной.
    Убойный оффер, прагматические выгоды и создание искусственного ограничения на получение услуг (вроде скидок, акций или заявлений о чем-то последнем и неповторимом), которые неотделимы от схемы обычной продажи - все это только отвернет клиента от вас.
    Вместо этого стоит четко и максимально прозрачно привлечь внимание к своему образованию и квалификации, открыть доступ к дипломам и сертификатам, показать свою принадлежность к уважаемым профессиональным сообществам и выложить на сайт видео выступлений в сми и тв (практически каждый опытный специалист хотя бы раз был в эфире телевидения или давал комментарии в прессе - если в вашем случае это не так, то с выходом вашего сайта в топ поисковых систем эта проблема будет решена).
    Поскольку для вашего потенциального клиента на первом этапе такие артефакты являются фактически единственным критерием вашего профессионализма, то одновременно с четким позиционированием это будет иметь ощутимый эффект.
    Это имеет равную силу и для продвижения в Интернете, и для поддержания "сарафанного радио" (хотя сегодня, даже если человек приходит к вам по рекомендации, он обязательно подготовится к встрече с вами, прогулявшись по вашему сайту и профилям в социальных сетях).
  3. Уникальность вашей профессиональной квалификации и специализации. Это напрямую влияет на выбор стратегии всего вашего позиционирования. Всегда есть что-то , к чему у вас как у профессионала, больше лежит душа.
    Возможно, вы умеете быстрее и лучше находить общий язык с определеными категориями клиентов. Или незаменимы в коррекции проблем определенного рода или имеете какие- то личные особенности, повышающие эффективность вашей работы.
    Четко и прямо о них заявите. Неуместно кричать об этом или слишком противопоставлять себя коллегам, а вот поместить такую информацию в видимой части вашего сайта, а лучше еще и выделить жирным шрифтом, крайне важно. Все в вашем образе, и физическом, и виртуальном должно явно или неявно выражать главное о вашей специализации.


Иногда бывает уместно рассказать о себе чуть больше необходимого, если только вы не психоаналитик. Несмотря на всю болезненность ситуации, в которой обычно находится пришедший к вам клиент, на вероятность того, что вы сработаетесь влияет схожесть вашего с ним социального положения. Этому редко придают значение, когда обсуждается развитие психологической практики, но это работает здесь также, как и в других сферах.

По опыту я знаю, что психологам больше нравится размышлять о гуманистических идеалах своей профессии, чем о "продажности" профессиональных консультаций. Но как только мы действительно захотим "кушать", нам придется подойти к финансовой теме всерьез и вывести свою практику на принципиально новый уровень.