Ожидания клиента и психолога в психотерапии

В нашей популярной программе "Мастерская профессионального роста" мы с коллегами исследовали множество интересных тем в сфере взаимоотношений клиента и специалиста. Одна из наших любимых - ожидания от психотерапии и психологического консультирования.

Выясняется, что у большинства клиентов и терапевтов имеются вполне конкретные представления о другом и ожидания от процесса в целом. Все бы ничего, да только совместить их довольно трудно.

На своих занятиях мы проигрывали ситуации, когда клиент с психологом старались продуктивно поработать со своими ожиданиями и настроиться на продолжительное сотрудничество. Это, конечно, представления об идеальном клиенте и об идеальном психотерапевте. Но если все упростить и немного утрировать, то картина выглядит примерно так.

Ожидания психотерапевта

  1. Клиент отнесется ко мне с уважением, наша встреча произведет на него сильное впечатление.
  2. Клиент четко и ясно изложит суть проблем и скажет, в чем может заключаться моя помощь.
  3. Клиент изложит факты в определенной последовательности, так, чтобы легко было понять суть проблемы.
  4. Клиент будет периодически прерывать свой монолог, чтобы дать мне возможность высказать свое видение, которое с точки зрения клиента будет способствовать взаимопониманию и близости.
  5. Клиент будет иметь реалистичные ожидания от процесса.
  6. Клиент будет доверять мне.
  7. Клиент будет благодарен за мое желание ему помочь.

Ожидания клиента

  1. Психолог знает и умеет абсолютно все.
  2. Психолог должен обладать безграничным терпением.
  3. Профессия психолога относится к сфере обслуживания, я плачу ему за то, чтобы он терпел все, что я делаю, потому, что «клиент всегда прав».
  4. Психолог вооружен секретными приемами, позволяющими мгновенно избавить меня от боли так, чтобы мне самому ничего не приходилось делать.
  5. Психолог должен полностью предоставить в мое распоряжение свое рабочее и личное время, думать только обо мне и беседовать со мной, когда бы мне это ни потребовалось.
  6. Психолог не должен рассчитывать на регулярное посещение, переживать по поводу пропусков, ведь в моей жизни есть более важные вещи.
  7. Психолог не должен придавать значения размеру и регулярности оплаты, сетовать по поводу неоплаченных счетов, ведь он выбрал профессию из желания помогать, а не для личной выгоды.
  8. Психолог похож на врача, поэтому он должен сразу поставить диагноз и сказать, что мне делать.

Все это может показаться довольно иррациональным на первый взгляд, однако раз за разом специалисты подтверждают ситуацию. Причем тут интересно даже не то, почему у обеих сторон вообще есть какие-либо ожидания, почему эти ожидания именно такие и что с ними делать. А тонкий процесс взаимодействия двух человек, изначально находящихся на разных "полюсах", который шаг за шагом двигает психотерапию вперед.