Мифы о продвижении психологов: как правильно продвигать свои услуги?

Как вы знаете, я занимаюсь продвижением психологов и их сайтов с 2011 года. Но начала я значительно раньше, когда мучилась со своим собственным. На сегодня в моем агентстве развития и продвижения психологическй практики в РФ разработано более 48 сайтов психологов, продвигались более 60 психологов, проконсультировано около 86 коллег. Почти ежедневно я консультирую по вопросам развития и продвижения.

Честно говоря, продвигать/"продавать" психологов интересно и трудно одновременно. Отчасти потому, что психологи не очень-то готовы продаваться и относиться к практике как к реальному бизнесу. Не у всех даже есть сайты.

Продвигать психологов сложно еще и из-за низкой осведомленности людей об услугах психолога, которая выражается иногда в совершенно разных формах, например, в такой забавной поисковой фразе:

Действительно, чем эти психологи занимаются в своих кабинетах, в чем "суть психолога"?

О проблемах и принципах продвижения психологов я говорила на Петербургской Неделе Психологии 2016 года в уютном и моем любимом Holiday Inn.  Это часть кустарно записанного мной с ipad видео с Недели Психологии. Профессионального качества полные версии всех докладов обещали позже выложить на Образовательном Портале Соционом.

В чем проблема с продвижением психологических услуг?

Представьте, что вы несколько лет ведете частную практику, по часам арендуя кабинет. Одновременно работаете по специальности в крупном медицинском центре, и все идет хорошо - вы ощущаете профессиональный рост, утвердились в своих силах и готовы посвятить частной практике больше сил и времени.

Так было со мной в 2005 году, когда я имела стабильно около 6-7 часов в неделю в частной практике в арендованном кабинете на 7 Советской.

Плюс вела еженедельную группу из 7-9 человек. Причем это количество клиентов сформировалось очень быстро, чем я была воодушевлена. И пятидневка в медцентре Бехтерев в качестве руководителя постлечебной программы реабилитации (работа с наркозависимыми).

Кстати, как получить должность, которой не существовало до вас, это тоже близкая продвижению тема.

Но мне хотелось большей отдачи при меньшем количестве рабочих часов, так что я решаю перейти к полноценной частной практике, арендовать свой личный кабинет и расширить прием. Денег на аренду своего кабинета достаточно - приблизительно такую сумму приносят мне клиенты, но пока хватает ровно на это. Выбор - иметь тот доход, который есть сейчас, арендуя по часам, плюс хорошую зарплату в постлечебной реабилитации или уволиться и работать на себя.

4 мифа о продвижении психологов

В то время я еще думала, что если я хороший специалист, то клиенты быстро найдутся (миф номер 1), к тому же у меня уже есть половина от желаемого количества.

Я арендовала кабинет на 4 этаже в офисном центре на Конюшенной, 2 с прекрасным видом прямо на купола Спаса-на-Крови, и уволилась из медцентра. Потребовались расходы на обустройство офиса, но было очень приятно этим заниматься. Мой первый офис выглядел так (немного скучаю, но одно из кресел сохранилось и живет теперь в моем текущем кабинете).

А второй (в 2010 году на Звенигородской, из двух кабинетов) - вот так.

К слову, это мой сегодняшний кабинет на Садовой, 11

И вот настал момент, когда захотелось увеличить число клиентов, ведь теперь надо жить только на доходы от практики. Сарафанное радио в моем случае хорошо работает (особенности клиентской базы - зависимости и созависимости, обычно это не так быстро развивается), костяк есть, но нужны и новые каналы. В общем, по знакомым я нашла программиста для разработки сайта.

Я потратила много времени на придумывание дизайна - такого, какой мне казался соответсвующим моему подходу. Структуры, которая мне казалась подходящей, шрифтов (непременно винтажных) и текстов (разумеется, "высоких"). Это тоже было долго, но и приятно. Сейчас смешно, потому что важны не "завитушки", а юзабилити. Но я вижу точно такие же тенденции у моих клиентов и в 2017 году.

Сделала такой сайт (тексты здесь уже другие) и села ждать новых клиентов.

Через какое-то время закралось сомнение

Я стала аккуратно спрашивать разработчика, когда же все начнется. "Ааа, так без продвижения и не начнется. Тебе нужен сеошник (seo: search engine optimization, оптимизация сайта под поисковое продвижение), могу посоветовать", - сообщила мне разработчик. Почему не сказать это раньше? Но ведь я и не спрашивала.

Я вообще не знала, что конкретно делают сеошники, а само слово продвижение в контексте психологии меня сильно настораживало - я думала, что психолог максимум должен давать информацию о себе (миф номер 2), что не может быть и речи об агрессивной самопрезентации (строго говоря, так и есть, но можно дать клиенту натолкнуться на вас в сети).

Все-таки я познакомилась с Аллой, на сегодняшний день директором   крупного в СПб агентства Cмарт Трафик, которая очень старалась мне помочь, и терпела все мои требования (как я сейчас понимаю, очень странные).

Я сразу же выяснила, что для продвижения надо полностью переделать мой сайт, изменить структуру и переписать тексты. Вот ужас! Но самое сложное было с подбором поисковых фраз под продвижение.

Например, я непременно хотела продвигать свою еженедельную терапевтическую группу, а потенциальные клиенты не ищут психолога в таких выражениях. Они набирают "психологические группы" или "тренинги личностного роста", что Алла мне совершенно резонно предлагала использовать в качестве фраз на странице.

Ты не понимаешь, говорила я, я же веду групповую терапию в интеракционном подходе, а эти запросы мне совсем не подходят! Но ведь обычные люди так не запрашивают! И тогда у меня нет шанса с ними встречтиться.

Так было почти со всеми фразами, которые используют люди в Интернете. Почему она меня терпела вообще? Моя теория про то, что продвижение не предназначено для моих уникальных услуг, а больше для товаров или чего-то общенародного, как казалось, начала подтверждаться (номер 3). Алла, в общем, не спорила, так как психологов она тоже ранее не продвигала. Слава богу, позже выяснилось, что дело было не в этом!

Не попробовать было бы обидно, так как уже столько сил потрачено - сайт уже переделан, получается ни то, ни се.

В общем после жесткого отбора нужные поисковые фразы были вписаны в мои "поэтичные тексты", пошел рост позиций. Было уже довольно много посетителей, начались звонки, и я обрадовалась, что не сдалась раньше. Но, все же звонки были не слишком частые - то есть отношение количества посетителей к записи на прием не устраивало нас. Я опять к Алле с вопросами. Она деликатно намекнула, зная мою придирчивость, что текстам лучше бы быть более простыми и продающими, "ближе к человеческим".

Я заказала у лучшего копирайтера Дмитрия Кота текст главной страницы (в то время я отвечала на вопросы про отношения на одном из его сайтов, и он согласился написать текст в благодарность), перед этим заполнила коммерческий бриф. Текст мне, угадайте, не понравился. Я его, слегка "улучшила" и оставила. И - о чудо, звонков действительно стало больше. Но!!! Люди звонили какие-то случайные, не "мои" (в отличие от текущих клиентов по живой рекомендации).

Я ехидно сообщила Алле, что я была права - "коммерческие" тексты приводят каких то "левых" людей. Но я опять ошибалась!

Так мы методом "тыка" и работали, учась друг у друга. И в процессе стало очевидно, как именно надо преподносить себя и свою работу клиенту, чтобы звонили. И, наконец-то, теперь я могла заполнить практику до желаемого объема 12-15 индивидуальных клиентов в неделю, немного семейных пар, еженедельную группу и 1-2 двухдневных интенсива выходного дня в месяц!

Достигла стабильности. К слову, сейчас у меня есть коллега-клиент-друг, который работает по 30-35 часов в неделю, но сама я так никогда не могла.  По статистике моих клиентов-коллег это от 6 до 35 часов в неделю.

В общем, в процессе этих мучений на протяжении нескольких лет, когда мы постоянно что-то улучшали (по большей части я сама после основной работы в кабинете, так как у меня не было бюджета на копирайтинг, тестирование юзабилити, и т.п.), я почти полностью постигла все премудрости seo. И чуть позже я опишу подробнее 4 основных принципа продвижения психологов (которые уже есть в презентации внизу этой страницы).

Продвижение в начале стоило около 5000 в месяц, потом больше, а первое время были дополнительные траты по переделкам. Но вопреки моим сомнениям (миф номер 4), окупалось это всегда, клиенты шли из Интернета, он же формировали "сарафанное радио".

И теперь я точно знаю, как эффективнее продвигать психолога. Не прошло и 10 лет! Самое важное - если неправильно подойти к процессу с самого начала, то остальные действия просто не дадут результата, сколько ни трать!

Примерно вот так выглядел мой сайт, когда он уже начал "продавать" мои услуги. Сейчас это сайт изменен и принадлежит прекрасному психологу Анастасии Ивановой.



Мы с Аллой до сих пор дружим, и я могу рекомендовать ее агентство для разработки правильного такого сайта на Битрикс, с персональным дизайном (мы-то делаем недорогие сайты, уникализируя под фирменный стиль психолога, а они могут сделать любой дизайн под вас,  у них есть программисты, если это вдруг вам нужно и по карману, так что напишите мне - я вас свяжу и представлю, чтобы она понимала, с чем имеет дело (ха-ха).
   
Но, коллеги, все это время собственного продвижения я работала фактически на двух работах, а не это было моей изначальной целью!

На самом деле работа по продвижению намного более рутинна и затратна по сравнению с приемом психолога, при том, что стоимость часа тут гораздо ниже моей стоимости консультации психолога. Было очевидно, что, хотя я уже и освоила это, глупо заниматься продвижением вместо консультирования!

И я мечтала, чтобы был какой-то человек "изнутри", который спасет психологов от сеошников (нам, гуманитариям, с технарями, по большей части, сложно). И, наоборот, как я понимаю сейчас, надо бы спасти и продвиженцев от нас. Вот эта наша фраза "правильно ли я вас понимаю..."  обычных, нормальных людей просто парализует.

Какой то человек изнутри... Какой-то человек, похоже, это я.

Так все и началось. Сейчас у меня 5 ассистентов, и 3 временных человека, но я делаю большую часть работы сама. Принципиально.

Коллеги, мы в Агентстве развития и продвижения психологической практики делаем уникальные вещи для психологов, и будем благодарны за распространение этой заметки. Пожалуйста, нажмите на кнопку социальной сети слева вверху под логотипом на этой странице и расскажите коллегам!