Мифы о продвижении психологов

Я занимаюсь продвижением психологов с 2011 года. Но начала я значительно раньше, когда осваивала продвижение своих собственных услуг психолога. Я изучила и попробовала на себе все, что только можно. А потом “обкатала” все это на сотнях коллег.

Честно говоря, продвигать психологов интересно и трудно одновременно. Отчасти потому, что психологи не очень-то готовы “продаваться” и чаще всего не относятся к частной практике как к реальному бизнесу. До сих пор не у всех есть нормальный “продажник” – лендинг или сайт, где потенциальные клиенты из соцсетей, Интернета в целом и по рекомендации превращаются в реальных клиентов – записываются на прием психолога.

Как правильно продвигать услуги психолога?

Продвигать услуги психолога лучше всего в поисковых системах – там психолога ищут около 5% от интересующихся темой вашей профессиональной специализации людей, но зато они самые “горячие”, то есть готовы записываться на прием и платить за консультирование прямо сейчас.

Остальные потенциальные клиенты могут встретить вас в соцсетях, на профильных площадках, в Телеграме – если вы грамотно работаете с контентом и понимаете какие материалы, в какой последовательности и как создавать, чтобы люди не просто читали вас, а приходили в терапию. Но, в соцсетях мы имеем дело с “холодными” клиентами, и их нужно довольно долго “прогревать” до записи на прием. И надо знать, как правильно это делать.

Выбирайте, какая стратегия вам ближе – продвижение через сайт в Яндекс и Google, соцсети, СМИ, рекомендательные сайты/системы или Телеграм. Все написанное ниже актуально для продвижения через любой канал, просто я делала для собственной практики психолога это через сайт.

С продвижением психологов есть много нюансов еще и из-за низкой осведомленности людей об услугах психолога, которая выражается иногда в совершенно разных формах, например, в такой забавной поисковой фразе:

Хотя сегодня настоящий “бум” на терапию, нормального понимания все еще нет. Поэтому основа продвижения психолога – независимо от того, делается это через соцсети или персональный сайт – проложить правильный путь клиента от его первой мысли о своей проблеме до стука в ваш кабинет (в том числе виртуальный).

Продвижение психологических услуг и частые заблуждения коллег

Представьте, что вы несколько лет ведете частную практику, по часам арендуя кабинет. Одновременно работаете по специальности в крупном медицинском центре, и все идет хорошо – вы ощущаете профессиональный рост, утвердились в своих силах и готовы посвятить частной практике больше сил и времени.

Так было со мной в 2005 году, когда я имела стабильно около 6-7 часов в неделю в частной практике в арендованном кабинете. Плюс вела еженедельную группу из 7-9 человек. Причем это количество клиентов сформировалось очень быстро, и этим я была сильно воодушевлена. И пятидневка в медцентре в качестве руководителя постлечебной программы реабилитации зависимых.

Но мне хотелось большей отдачи при меньшем количестве рабочих часов, так что я решаю перейти к полноценной частной практике, арендовать свой личный кабинет и расширить прием.

Денег на аренду своего кабинета достаточно – нужную сумму приносят мне платные клиенты, но пока хватает ровно на это. Выбор – иметь тот доход, который есть сейчас, арендуя по часам, и хорошую зарплату в постлечебной реабилитации, или уволиться и работать на себя? Я выбрала второе, будучи уверенной, что развитие моей частной практики пойдет легко и быстро.

4 мифа о продвижении психологов

Миф # 1

“Хорошего психолога клиенты находят сами”

В то время я еще думала, что если я хороший специалист, то клиенты быстро найдутся, да и у меня уже есть половина от желаемого количества.

Я арендовала кабинет в офисном центре на Конюшенной, 2 в Санкт-Петербурге с прекрасным видом прямо на купола Спаса-на-Крови, и, вдохновленная, уволилась из медцентра. Потребовались расходы на обустройство офиса, но было очень приятно этим заниматься.

Мой первый офис выглядел так

За все время работы я сменила 6 кабинетов, а сейчас практикую только онлайн.

Это мой кабинет на Гостинке

И на Большом проспекте

И вот настал момент, когда стало необходимо увеличить число клиентов, ведь теперь надо жить только на доходы от частной практики. Сарафанное радио в моем случае уже хорошо работает (за счет особенности клиентской базы – зависимости и созависимости, обычно это не так быстро развивается), костяк клиентов есть, но нужны и новые каналы. В общем, решила я заняться продвижением, и по знакомым нашла программиста для разработки сайта.

Я потратила много времени на придумывание дизайна – такого, какой мне казался соответствующим моему подходу и стилю. Структуры, которая мне казалась подходящей, шрифтов (непременно винтажных) и текстов (разумеется, “высоких”). Это тоже было долго, но и приятно. Сейчас смешно, потому что важны не “завитушки”, а юзабилити. Но я вижу точно такие же тенденции у моих заказчиков в продвижении и сейчас.

Сделала сайт и приготовилась записывать новых клиентов.

Через месяц-другой я начала беспокоиться, что отдачи нет. Стала аккуратно спрашивать разработчика, когда же все начнется. “Ааа, так без продвижения и не начнется. Тебе нужен сеошник (seo: search engine optimization, оптимизация сайта под поисковое продвижение), могу посоветовать”, – сообщила мне разработчик. Почему не сказать это раньше? Но ведь я и не спрашивала.

Миф # 2

“Психологу достаточно указать цены и подход к работе”

Я вообще не знала, что конкретно делают сеошники, а само слово “продвижение” в контексте психологии меня сильно настораживало – я думала, что психолог максимум должен давать информацию о подходе и форматах услуг, и что не может быть и речи об агрессивной самопрезентации (строго говоря, так и есть, но можно дать клиенту натолкнуться на вас в сети).

Все-таки я познакомилась с Аллой, на сегодняшний день директором крупного в СПб агентства Cмарт Трафик, которая очень старалась мне помочь, и терпела все мои требования (как я сейчас понимаю, очень странные).

Я сразу же выяснила, что для продвижения надо полностью переделать мой сайт, изменить структуру и переписать тексты. Вот ужас! Но я смирилась, и это было вообще не самое сложное. Куда сложнее было с подбором поисковых фраз под поисковое продвижение.

Например, я непременно хотела продвигать свою еженедельную терапевтическую группу именно с таким названием, а потенциальные клиенты не ищут психолога в таких выражениях. Они набирают “психологические группы” или “тренинги личностного роста”, что Алла мне совершенно резонно предлагала использовать в качестве фраз на странице.

“Ты не понимаешь, я веду групповую терапию в интеракционном подходе, а твои запросы мне совсем не подходят!” – говорила я. Но ведь обычные люди так не запрашивают, и тогда у меня нет шанса с ними встретиться.

Так было почти со всеми фразами, которые используют люди в Интернете. Почему она меня терпела вообще?

Миф # 3

“Продвижение предназначено только для массовых товаров и услуг”

Моя теория про то, что продвижение не предназначено для моих уникальных услуг, а больше для товаров или чего-то общенародного, как казалось, начала подтверждаться. Алла, в общем, не спорила, так как психологов она тоже ранее не продвигала. К счастью, позже выяснилось, что дело было совсем не в этом!

Не попробовать послушать специалиста по продвижению сайта было бы обидно, так как уже столько сил потрачено – сайт все равно уже переделан.

В общем, после жесткого отбора нужные поисковые фразы были вписаны в мои тексты и сразу пошел рост позиций сайта в Яндекс и Гугл. Стало довольно много посетителей, начались звонки, и я обрадовалась, что не сдалась раньше. Но, все же звонки были не слишком частые – то есть отношение количества посетителей к записи на прием нас не устраивало. Я опять к Алле с вопросами. Она деликатно намекнула, что текстам лучше бы быть более простыми и продающими, “ближе к человеческим, не заумными”.

Я заказала у лучшего копирайтера Дмитрия Кота текст главной страницы (в то время я отвечала на вопросы про отношения на одном из его сайтов, и он согласился написать текст в благодарность), перед этим заполнила коммерческий бриф. Я не ощущала текст своим, хотя по содержанию было написано все, что я ему сообщила. Но решила использовать на сайте. И – о чудо, звонков действительно стало больше. Но!!! Люди звонили какие-то случайные, не “мои” (в отличие от текущих клиентов по живой рекомендации).

Я поспешила сообщить Алле, что была права – “коммерческие” тексты приводят каких то “левых” людей. Но я опять ошибалась!

Так мы методом “тыка” и работали, учась друг у друга. И в процессе стало очевидно, как именно надо преподносить себя и свою работу клиентам, чтобы они записывались на консультации. И, наконец-то, теперь я могла заполнить практику до желаемого объема 12-15 индивидуальных клиентов в неделю, еще немного семейных пар и сверху еженедельную группу и 1-2 двухдневных интенсива выходного дня в месяц.

Урра! В этот момент я ощутила, что достигла стабильности.

К слову, сейчас у меня есть коллега, который работает по 40-50 часов в неделю, но сама я так никогда не могла. По статистике коллег приемлемый объем работы – 12-15 часов в неделю.

В процессе этих мучений с продвижением на протяжении нескольких лет, когда мы постоянно что-то улучшали (по большей части я делала это сама, так как тогда не было бюджета на копирайтинг, тестирование юзабилити, и т.п.), я почти полностью постигла все премудрости продвижения.

Миф # 4

“Помогающий специалист не может себе позволить стандартные для других сфер траты на продвижение”

Вопреки моим сомнениям, окупалось это всегда, клиенты шли из Интернета “валом”, они же формировали и “сарафанное радио”.

И теперь я точно знаю, как эффективнее продвигать психолога.Самое важное – если неправильно подойти к процессу с самого начала, то остальные действия просто не дадут результата, сколько ни трать!

Примерно вот так выглядел мой сайт, когда он уже начал “продавать” мои услуги. Сейчас это сайт изменен и принадлежит прекрасному психологу Анастасии Ивановой.

Но, коллеги, все это время собственного продвижения я работала фактически на двух работах, а не это было моей изначальной целью!

На самом деле работа по продвижению намного более рутинна и затратна по сравнению с приемом психолога, при том, что стоимость часа работы технического специалиста ниже стоимости консультации психолога. Очевидно, глупо заниматься продвижением вместо консультирования, но разобраться в его принципах на старте абсолютно необходимо.

Как я в то время мечтала, чтобы был какой-то человек “изнутри” психологии, который “спасет “подружит” психологию и продвижение. Нам – гуманитариям – с технарями сложновато.

Так все и началось. Теперь мы делаем уникальные вещи для продвижения психологов. Если вам нужна моя помощь в том, чтобы начать зарабатывать любимой профессией, рекомендую онлайн-курс “Частная психологическая практика: организация, развитие и продвижение”.