Психологическое консультирование онлайн: реальная ситуация

Об онлайн психологии у нас говорят давно. Первое время эта тема делила профессионалов на две группы - тех, кто считал такой вид помощи перспективным, и тех, кто видел его суррогатом настоящей терапии.

Поведенческие психологи, особенно молодые и начинающие, пребывали в эйфории. А сторонники глубинного, аналитического подхода снисходительно улыбались. Лично я была во второй группе, и искренне удивлялась энтузиазму представителей первой.

Прошло время, разногласия поутихли. Теперь основой вопрос сводится к тому, как приспособиться к современной "данности" и сделать онлайн психотерапию эффективной не "вообще", а для каждого конкретного клиента, находящегося в конкретной жизненной ситуации. Появился опыт и исследования в этом направлении.

Гуманистические психологи с их акцентом больше на отношения с клиентами, чем на определенные методы помощи, и телесноориентированные практики, пожалуй, единственные группы, которых этот способ работы может ограничивать.

Поведенческие же терапевты, психологи нарративого подхода и даже психоаналитики уже используют те возможости, которые неожиданно у их появились.

Три подхода к онлайн психотерапии

  1. Включение онлайн коммуникации в традиционную "фейс-ту-фейс" терапию: общение терапевта с клиентом в промежутках между сессиями, по электронной почте, чате или формате скайпа.
  2. Специализация на одном из возможных видов онлайн помощи: электронная почта, чат, скайп.
  3. Приспособление вида онлайн помощи и способа проведения такой работы под конкретные специфические нужды клиента.

Виды онлайн помощи

  • Видео-связь, скайп
  • Телефонные сессии
  • Текстовый чат
  • Электронная почта
  • Аудио, видео записи
  • Онлайн психолог в формате вопросов-ответов
  • Различные модификации
  • Приспособление этих видов к групповой работе.

Есть интересные исследования ISMHO (международное общество психического здоровья онлайн), которые показывают реальные возможности онлайн терапии в сравнении с традиционным подходом.

Коллеги поставили под серьезное сомнение или полностью опровергли распространенные предубеждения об этом виде работы:

  1. Использование только текста не способно передать глубину и широту человеческого опыта. Частично - правда, однако письменный формат - особенно возможность обдумать и отсрочить написание ответа консультанту, асинхронное взаимодействие - раскрывает дополнительные нюансы опыта клиента.
  2. Кризисное вмешательство, предотвращение суицида таким образом невозможно. Есть вполне успешные случаи.
  3. Психокоррекция тяжелых расстройств невозможна. Оказывается, это не так.
  4. Принципы онлайн терапии и традиционной должны быть идентичны. Любой психолог с опытом традиционного консультирования может с той же эффективностью работать в онлайн режиме. Принципы кабинетного консультирования и онлайн сессий не идентичны, нужна перестройка подхода. Опытные консультанты могут показывать низкую онлайн эффективность, новички - большую.
  5. Консультирование на уровне рекомендации в сети возможно, а психотерапия - нет. Это вопрос того, что все-таки понимать под психотерапией - и он до сих пор открыт. Работа с самыми глубокими пластами личности оказывается возможной, хотя и не все ее варианты. Есть даже положительный опыт помощи в эриксонианском духе.
  6. Эффективными могут быть только когнитивные и директивные методы консультанта. На самом деле, онлайн коммуникация в силу своей чувствительности к нюансам опосредованного контакта и его хрупкости - отличное поле для применения опыта именно гуманистических и экзистенциальных психологов.
  7. Клиенты онлайн психолога - не настоящие, они либо не готовы к серьезной работе, либо просто развлекаются. Как и в обычной терапии тут бывает разное, но есть данные об абсолютной равнозначности поводов обращения на телефоны доверия, к "обычному" консультанту и онлайн.
  8. От онлайн работы больше вреда, чем пользы. Чаще такое слышно от тех, кто не пробовал заниматься этим. Да, очная глубокая длительная психотерапия, действительно,  захватывает дух. Кстати, не столько  клиента, сколько самого консультанта. Но есть ситуации и люди, которым пока нужны более ощутимые границы и это важно уважать. Кроме того, такая установка связана и с очень пока невысоким общим уровнем оказания онлайн помощи в РФ.
  9. Групповая работа в онлайн формате нецелесообразна. Первые исследования в этом направлении показывают, что удаленный формат работы группы ощутимо помогает раскрыться ее "меньшинству" и существенно изменяет групповую динамику.

Во всяком случае почти все мои клиенты-коллеги используют онлайн формат в своей работе, например Юлия Чайкина, Кирилл Алексеев, центры Концепция и Вита-Арс.

Онлайн-существование настолько широко распространилось, что существует понятие не только telepsychology (с результатами исследований о возможной терапевтической выгоде по сравнению с традиционной терапией) , но и telehealth - удаленная медицинская помощь!

Так что, коллеги, кто еще сомневается?